По волнам с песнями Кобзона

29.06.2018 По волнам с песнями Кобзона

Гимн на арене цирка

Этот вираж, самый затяжной и многоцветный, протянулся от московского Цветного бульвара до Калифорнии, а дальше – через Николину гору с посадкой на Ясной поляне с песней «Орлята учатся летать»… «Ничто не сохранится в этом мире, И деньги – прах, и славы слабый звон. Лишь песня остается с человеком Но! Если этот человек – Кобзон!» Все началось в старом цирке на Цветном бульваре, где студент института им. Гнесиных исполнил песню «Орлята учатся летать».

И исполнил не один раз, а выступал каждый вечер, пока шла программа, главным номером которой был воздушный полет «Галактика». Режиссер Марк Местечкин решил, что полет будет исполняться под оркестр с молодым солистом. Так в цирке дебютировал Иосиф Кобзон. И так родилась большая дружба и его любовь к нашему цирку. Во времена перестройки я в команде московского цирка гастролировал по Калифорнии. Россия тогда еще жила под красным флагом и пела старый советский гимн. Наш продюсер Стив Либер знал, что на этом побережье Америки живет поколение русской «белой эмиграции». И решил для исполнения советского и американского гимнов пригласить звезду советской эстрады Иосифа Кобзона. (Тогда было принято, что перед началом циркового представления звучали гимны двух стран.) Это, конечно, был очень приятный сюрприз для публики, когда ведущий объявлял, что гимны исполнит звезда советской эстрады Иосиф Кобзон. Вы даже не можете себе представить, что творилось за кулисами после окончания представления: джигиты на лошадях знаменитого циркового наездника Тамерлана Нугзарова, а им навстречу – Вилли Токарев и Миша Шуфутинский, живущие в то время за океаном. А на премьере в Лос-Анджелесе в антракте за кулисы пришел русский актер комик Савелий Крамаров и спросил у Иосифа Давыдовича, сколько вариантов песни «Очи черные» существует? Ответ был мгновенный – пять! И тут же в гримерной комнате стал исполнять все варианты. А спев, сказал: «Лично для тебя, Савелий, чтобы здесь тебе жилось веселей». Дальше были триумфальные гастроли в Сан-Франциско, где за мостом «Золотые ворота» хранится история о самом первом русском поселении: еще до того, как Аляску продали, на Форт-Россе выращивали овощи и отправляли продукты на Аляску. Америка бережно хранит память любви Кончиты и графа Резанова, увековеченной в рок-опере «Юнона и Авось». Гастроли продолжались более семи месяцев, и каждый вечер у Иосифа Давыдовича были гости. И он с удовольствием исполнял их любимые песни из прошлого. Это был такой «концерт после концерта». «Утверждают эмигранты и мечтатели, Что на Марсе скоро будет петь Кобзон»…

Верблюд, пряник и праздник соседей

Человек удивительной доброты и щедрости. Сколько лет мы ездили с Иосифом Давыдовичем в детский дом в Ясной Поляне, сколько праздников радости доставляли детям! Однажды перед Днем Победы звонят мне из офиса Иосифа Давыдовича и спрашивают, смог бы я поехать в детский дом Ясной поляны с группой клоунов и захватить из цирка сюрприз для детей – медвежонка или обезьянку. Я сказал: «Конечно!» и спросил: «А можно, сюрприз будет чуть покрупнее?» И приехал с клоунами и верблюдом по кличке Алмаз. Но на этом сюрпризы не закончились. В это время у нас в Москве гостил мой папа. Он любил приезжать поездом Челябинск-Москва на Казанский вокзал. Утром я сказал: «Папа, сегодня ответственный концерт для детей! Поехали с нами!» Он долго не расспрашивал, тут же надел костюм Чарли Чаплина, который всегда возил с собой. Я только успел сказать, что в этом концерте участвует сам Кобзон. – В таком случае возьму с собой губную гармошку: вдруг аккомпаниатор опоздает! И так наш караван вместе с верблюдом прибыл к месту загадочному и поэтичному, где жил Л.Н. Толстой. Вход в имение – направо, а налево на горке – детский дом. И я сказал нашему Чарлику: «Папа, садись при входе в детский дом и начинай играть на губной гармошке!» А за домом поставили верблюда. Через несколько минут приехал Иосиф Давыдович, прошел, поздоровался с Чарли Чаплином, а во время концерта спросил у меня, кто этот актер в роли Чарли Чаплина. Я ответил, что это мой папа. Тогда Кобзон вышел на сцену и объявил: «Сегодня в зале присутствует отец Александра Фриша, он приехал с Урала, чтобы вместе с нами выступить перед ребятами из детского дома. Я хочу для Владимира Фриша исполнить песню «День Победы»! И еще подарил папе тульский пряник весом в один килограмм, который испекли специально к Дню Победы! Мы с детства помним вкус этого пряника со сладкой начинкой! Когда папа вернулся домой, то устроил грандиозное чаепитие с соседями на улице Горной. Так родился «Праздник соседей» – а то иногда люди живут годами бок о бок и не знают даже, кто живет по соседству!

«Солнечный круг» с Юрием Лужковым

Первая московская гимназия, которая открылась в Москве по инициативе тогдашнего мэра столицы Ю.М. Лужкова в поселке Липки за Николиной горой, собрала талантливых детей. По просьбе Юрия Михайловича мы со студентами циркового училища преподавали в гимназии детям историю жонглирования. Я подумал, что такая практика никогда не помешает – так родилась моя маленькая компания или, как я ее называю, ателье «Три апельсина». И каждый год 1 сентября мы устраивали праздники встречи детей. Однажды на таком празднике 1 сентября удивительный дуэт – Юрий Михалыч Лужков и Иосиф Давыдович Кобзон – исполнил песню «Солнечный круг» как ученики первого класса.

«А награда…»

В прошлом году 11 сентября Иосифу Кобзону исполнилось 80 лет. Торжественный концерт в Кремлевском дворце открыл Президент России Владимир Путин. Он сказал, что не одно поколение выросло на песнях Кобзона. А сколько сил и желания приложил Иосиф Давыдович, чтобы однажды солнечный клоун Олег Попов снова появился на родной земле. Это событие состоялось спустя 20 лет после эмиграции, в Сочи, на церемонии премии «Мастер», где Олегу Попову вручили первую премию как великому мастеру клоунады. И Кобзон на арене сочинского цирка для Олега Попова исполнил «Надежда – мой компас земной, а удача – награда...» Ваш Александр ФРИШ


Вернуться назад